Всем известно, что экология – это наука о нашем доме. Она появилась тогда, когда стало известно, что человек своей деятельностью наносит непоправимый вред живой и неживой природе. Науке экология чуть больше 150 лет. За этот небольшой промежуток времени человек научился определять состояние окружающей среды с помощью организмов, реагирующих на ее ухудшение или улучшение. Одним из таких организмов является лишайник.
Обучающиеся шестых классов творческого объединения «ЭкологиЯ» (руководитель Наборщикова Т.Е.) на протяжении нескольких занятий знакомились с методами, помогающими изучать состояние окружающей среды: абстракцией и конкретизацией, анализом и синтезом, моделированием и сравнением. На теоретическом занятии мальчики и девочки вспомнили, что такое лишайник, какие основные группы лишайников есть в нашем лесу, узнали, как определить площадь неправильной фигуры с помощью палетки. Во время практической части ребята учились определять чистоту воздуха с помощью метода «Лихеноиндикации» - изучения состояния атмосферного воздуха с помощью лишайников. Объектом исследования шестиклассников стал близлежащий лес, расположенный рядом с одной из оживленных дорог – улицей Лермонтова от больницы до Центра физической культуры и спорта. Если еще пять лет назад исследуемый лесной массив испытывал небольшую антропогенную нагрузку, то сегодня с ростом количества автотранспорта загрязняющий воздух оказывает негативное влияние на живую природу. На окраине леса лишайники ребятами не были обнаружены, в центре лесного массива мальчики и девочки обнаружили их только на той стороне деревьев, которая не обращена в сторону дороги. Практически все виды биоиндикаторов (лишайников) были бледными и слабыми. Объединившись в группы, шестиклассники определили, какие виды лишайников есть в исследуемом лесном массиве, и с помощью палетки определили их площадь.
После практической работы – горячий чай. Несмотря на то, что день выдался теплый – около нуля градусов – щеки ребят порозовели, ноги слегка замерзли (чтобы подойти к ели или сосне мальчика и девочкам приходилось становиться первопроходцами на снежном поле, проваливаясь по колено в сугроб). Движение – верное средство для того, чтобы согреться. Ребята с удовольствием играли в догонялки, считали количество сосен на определенном участке, смеялись, веселились…
Первый метод экологического исследования освоен. Впереди у юных экологов новые знания и практические работы – маленькие шаги к исследовательской деятельности. Возможно, через два-три года нынешние шестиклассники напишут свои первые проекты по исследованию и защите окружающей среды, рассказав жителям города о необходимости бережного отношения к тому, что нас окружает: растениям, животным, воздуху, воде, почве…